А.С. Нестерова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Самостоятельная работа представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение. Ее содержание интерпретируется в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности. И.А. Зимняя определяет ее следующим образом: «Самостоятельна работа – это организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешкольного опосредованного системного управления ею со стороны учителя (обучающей программы, дисплейной техники)» [1]
А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбов считают, что «под самостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя» [2]
Самостоятельная работа должна быть осознанна как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А. Н. Леонтьева), подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия.
Определив самостоятельную работу как высший специфический вид учебной деятельности учащихся, И. А. Зимняя выявила некоторые ее особенности. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Это, в свою очередь, предполагает необходимость направленной работы учителя на создание предпосылок возникновения у них такой потребности. Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы состоит в том, что она всегда осуществляется на новом для школьника материале, в процессе решения новых познавательных задач. В самостоятельной работе увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только форма организации, т. е. целенаправленный, захватывающий учащегося труд... Самостоятельная работа – это форма работы по индивидуальным планам, дополняющим, а потому расширяющим и углубляющим знания, получаемые школьником в учебное время. [1]
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты