А.Е. Поличка МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Базовым в процессе информатизации региональной системы образования выделим построение региональной структуры информационной подготовки всех участников этого процесса, которая и обеспечит совершенствование научно-методического обеспечения, улучшение качества подготовки и повышения квалификации по информатизации и инновационной деятельности. На примере Дальневосточных регионов эта система в формах очного, вечернего, заочного и дистанционного обучения должна имеет вид следующих систем: переподготовки и повышения квалификации в регионе; высшего профессионального образования, спроектированная на регион и на подготовку педагогических кадров по информационной подготовке; среднего профессионального образования, с соответствующей подсистемой; начального профессионального образования; общего образования с соответствующей структурой; дополнительного образования; самообразования и самоучения; работы с одаренными детьми. На Дальнем Востоке каждая из указанных систем имеет свои особенности. На наш взгляд здесь требуется специальная организация преподавания школьного курса информатики. Назовем эту деятельность процессом создания авторской методической системы обучения информатике (АМСОИ). Это деятельность является инновационной. Формой же целевого управления этой инновационной деятельностью будем считать инновационный проект (ИП). Рассмотрим основные этапы создания АМСОИ как инновационного проекта. Под ними будем понимать этапы создания элементов АМСОИ и описание некоторых необходимых условий и ограничений по выбору из создаваемых на этих этапах полей вариантов трактовок элементов АМСОИ. К элементам АМСОИ отнесем цели, содержание, структуру, формы, средства, контроль, методы обучения. Построение полей вариантов описаний указанных элементов АМСОИ необходимо для реализации принципа свободы преподавания учителя. Структура разработки каждого этапа следующая: цель; метод; анализ опыта; сопровождение и корректировка предыдущих этапов ИП; результат.
На этом пути важным является понятие «индивидуальный стиль преподавания». Считаем поэтому, что построение ИП должно начинаться с этапа «Стиль преподавания». Цель: определение своего индивидуального стиля преподавания. Метод: структурирование некоторых основных с точки зрения преподавателя методологических подходов (идеи, принципы, методы, логика и технологии организации и проведения педагогического процесса, критерии оценки его качества). Строятся несколько координатных осей с измерениями выбранных показателей. Полученное пространство приобретает структуру пересечений построенных полос – сочетаний этих показателей. Выбрав согласно своих ресурсов и возможностей на каждой оси необходимые по своему усмотрению критерии, на пересечении их получим вариант сочетания показателей. Если придерживаться этого выбранного сочетания в своей преподавательской работе постоянно, то оно в некотором приближении и отразит индивидуальный стиль преподавания. Анализ опыта: ознакомиться и проанализировать стиль известного учителя информатики. Результат: результатом является выбранное сочетание признаков, характеризующих стиль преподавания учителя. Например, выбор таких признаков, как: системный вид деятельности как признак инновационной деятельности; парапрограммист как уровень работы с ПК; дидактический принцип научности обучения; методологическая модель творчества использования ИТ, объясняется наличием возможностей и ресурсов данного преподавателя. При конструировании своей МСО надо следить, чтобы эти признаки постоянно от занятия к занятию реализовывались.
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты