Е.Н.Алексеева
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ОТ ЭФИРА ДО ФИЗИЧЕСКОГО ВАКУУМА»
Воронежский государственный педагогический университет
В школьных учебниках по физике развитию представлений об эфире и физическом вакууме уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что с современной точки зрения эфир-физический вакуум является первоосновой всего существующего.
Если руководствоваться сущностями, которые вкладываются в понятия эфира и физического вакуума не вдаваясь в их модельные и конкретные представления, то можно утверждать, что эти понятия являются тождественными. Как в первом, так и во втором случае возникновение трудностей в тех или иных теоретических представлениях, их несоответствие опыту объяснялось влиянием эфира либо проявлением свойств физического вакуума.
Все сказанное говорит об исторической взаимосвязи этих понятий. Поэтому формирование у учащихся представлений о физическом вакууме без упоминания эфира будет неполным. И обратно, разговор об истории формирования понятия эфира без упоминания современных представлений о физическом вакууме будет также неполноценным. Тем более что в современных исследованиях некоторых авторов делается попытка реабилитации эфира как материальной среды.
Согласно опросу, проведенному в 2004 году среди учителей экспериментальных школ, существует проблема снижения познавательной мотивации учащихся. Около 20% респондентов считает, что необходимо использовать материалы, содержащие интересные исторические комментарии, яркие примеры, задачи. [1]
В настоящее время отечественная школа вступила на новый этап своего развития, происходит дифференциация обучения. Все это требует кардинального пересмотра структуры школьной программы, в том числе и методики изучения теории относительности. В процессе ознакомления с предложенным материалом выявляется логически обоснованная связь с теорией относительности.
Все изложенное указывает на актуальность предлагаемого элективного курса и обосновывает его структуру.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11-го класса естественнонаучного направления. Он рассчитан на 22 часа. Наиболее целесообразно его изучение во втором полугодии, когда у учащихся уже сформированы знания по электромагнитным явлениям, по теории относительности.
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты