Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

Е.Ю.Дьяченко
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕКЦИОННЫХ КУРСАХ ПО ФИЗИКЕ
Ставропольский государственный университет

Мастерство преподавателя университета основано на единстве знаний и высоко развитых умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта ? информационных технологий. Информационно-компьютерная грамотность педагога проявляется в способности свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Компьютерное сопровождение занятий по физике может быть реализовано с помощью комплекса аппаратно-программных средств в процессе изложения материала.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые [1]. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо ? только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмыслена, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», ? гласит народная мудрость. Однако на лекции основным источником информации продолжает оставаться речь преподавателя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.

Компьютерные учебные демонстрации, в частности по физике, постепенно становятся важным средством предъявления информации в специально оборудованных учебных аудиториях. При этом имеется эффективная возможность по ходу лекции иллюстрировать явления или разнообразные процессы с помощью гибких и наглядных компьютерных динамических моделей процессов или явлений, которые в реальных условиях осуществить затруднительно или невозможно. В настоящее время число готовых программ-моделей постоянно возрастает, а возможности сети Internet делают эти модели более доступными. Однако имеющихся ресурсов иногда бывает недостаточно по тем или иным причинам, кроме того, готовый материал не классифицирован нужным образом в соответствии с программами того или иного учебного заведения (здесь речь идёт о дисциплинах, относящихся к региональному компоненту). Если же брать компьютерные продукты по базовым дисциплинам, то не всегда имеются в наличии все необходимые модели или демонстрации. Вследствие этого необходима разработка новых моделей и компьютерных демонстраций, отвечающих программе преподаваемого курса.

Нами были разработаны мультимедийные курсы лекций по дисциплинам «Молекулярная физика» [2] и «История физики» для студентов физико-математического факультета специальности 010400 ? Физика, читаемые, соответственно, на 1 и 4 курсах. Эти курсы представляют собой совокупности лекций, разработанные в широко распространённом приложении Microsoft Power Point (версия 2003). Каждая лекция содержит краткие текстовые заметки, портреты учёных и их краткие биографии, определения тех или иных процессов и явлений, формулы, статические графики, а также динамические модели, которые либо импортированы из известных программных продуктов, либо разработанные при помощи программы Macromedia Flash MX 6. Flash-анимации являются полезными при рассмотрении процессов молекулярного уровня, ядерных превращений и т.д., помогают студентам лучше понять суть изучаемого материала. Кроме этого используются видеодемонстрации. Некоторые из них сняты в демонстрационной лаборатории МГУ и их использование обусловлено отсутствием требуемого оборудования или условий для проведения демонстрации, а некоторые сняты на цифровую камеру непосредственно нами, и их показ на лекциях является очень удобным, в случаях «тонкого» труднонастраиваемого эксперимента, а также в случаях представления на большом экране изображений или динамики какого-либо явления, например, рассматриваемого под микроскопом.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100