Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

В.В. Морозов
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА БАЗЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И ЦЕНТРОВ КОМПЕТЕНЦИИ
Владимирский государственный университет

Внедрение в вузе инновационных образовательных программ наиболее эффективно, когда в регионе существует развитая инфраструктура инновационного сектора экономики, во взаимодействии и сотрудничестве с которым вуз осуществляет свою деятельность. В этом аспекте наиболее перспективной формой реализации такого взаимодействия является организация технопарка по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, критическим технологиям. Это позволяет ассоциировать технопарк в качестве высокотехнологичного рынка продукции и услуг (в т.ч. образовательных) для всей научно-производственной сферы региона, неотъемлемой составляющей которой является инфраструктура вуза и которая без такого «интерфейса», аккумулирующего ее достижения, вряд ли самостоятельно может рассчитывать на быстрое вхождение в мировое экономическое пространство.

Создание современной системы инженерного образования основано на широком внедрении новых информационных технологий и связанных с ними форм и методов обучения, переходе к управлению знаниями с помощью передовых технологий и инноваций. Данная концепция реализуется в практической деятельности ВлГУ, нацеленной на широкое внедрение инновационных механизмов в научно-образовательный процесс на основе многоплановой кооперации и интеграции в образовательной, научной и производственной сферах по отраслевому или территориальному принципу в рамках единой федерально-региональной политики в области образования.

Вообще говоря, образование – один из наиболее консервативных видов человеческой деятельности и не терпит не только революций, но и сколько-нибудь радикальных реформ (также как, впрочем, и здравоохранение, и культура, и большинство других социальных институтов). Образование закладывает фундамент будущей деятельности выпускника и, тем самым, должно обучать наиболее инвариантным методам и технологиям выбранной специальности, прошедшим проверку временем и отточенных в трудах классиков. Поэтому эпитет «инновационное», применительно к образованию звучит парадоксально.

Однако, образование, и в первую очередь техническое, не может поставлять кадры, «квалифицированные во всем, но не умеющее ничего». Выпускник должен владеть не простым набором абстрактных знаний (что немаловажно), но и технологиями, применяемыми на предприятиях, куда он будет распределен. Так, опыт обучения на технических специальностях нашего вуза последних лет показывает, что выпускники, овладевшие методами проектирования в современных CAD/CAM/CAE-системах, востребованы не только на предприятиях региона, но и на ведущих предприятиях Москвы и Московской области.

Термин «инновационное обучение» подразумевает новую технологию в подготовке специалистов с совмещением процесса обучения с исследовательской частью и с непосредственным производством. Это позволяет, во-первых, в процессе обучения привлекать дополнительные средства в подготовку элитных кадров, а во-вторых, осуществлять непрерывное образование для специалистов как на своих рабочих местах, так и в плане вовлечения их в производственную деятельность и обеспечения востребованности будущих специалистов. Но, самое главное, система инновационного обучения должна функционировать на стыке инженерных новаций, последних достижений информационных решений и традиционной науки, будучи своего рода испытательным полигоном новых образовательных моделей и методик.

Комплексное решение проблемы заключается во внедрении в учебный процесс компьютерно-ориентированных образовательных технологий на базе научно-образовательных центров (НОЦ), что включает информатизацию обучения, использование телекоммуникационных сетей, развитие материально-технической базы, создание лабораторий удаленного доступа [1].

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100