С.М.Конюшенко
О ПРИНЦИПАХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ:
ПРИНЦИП РЕФЛЕКСИИ
Российский государственный университет им. И.Канта
Принцип как основное требование, руководящая идея, система правил деятельности относится к методологическому аспекту исследования явлений в педагогике и психологии. Современное состояние проблемы принципов в педагогике высшего образования, во–первых, характеризуется тем, что количество принципов неустойчиво - со временем они пересматриваются и обновляются. Во-вторых, в связи с усилением гуманистической направленности педагогического процесса в состав принципов предлагается включить такие, которые регулируют развитие психических и личностных сторон обучающегося. В настоящее время называют следующие принципы: обеспечения единства в научной и учебной деятельности студентов (И.И. Кобыляцкий), профессиональной направленности (А.В. Барабанщиков), профессиональной мобильности (Ю.В. Киселев, В.А. Лисицын и др.), проблемности (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов), эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р.А. Низамов, Ф.И. Науменко). Тот факт, что периодически в дидактику высшего и постдипломного образования вносятся новые принципы, свидетельствует как о динамичности самой науки, так и о развитии практики. Принцип как педагогическая категория подтверждает свой социально - исторический характер.
Анализ научных подходов к принципам обучения, к их разработке показал, что в связи с инновационными процессами в педагогической науке и образовании данное направление активизировалось во всех новых научных отраслях педагогики и психологии. Обобщая сложившиеся на современном этапе высшего педагогического образования взгляды ученых на принцип как педагогическую категорию, мы представляем свою позицию в рамках исследуемой нами проблемы формирования информационной культуры педагога.
Принцип мы рассматриваем как знание о том, что и как должен делать преподаватель в процессе формирования и саморазвития информационной культуры и формирования этого вида культуры у студентов, при этом знания ориентируют на целевую направленность действий преподавателя, на операциональную сторону его деятельности, на его профессиональную позицию (и прежде всего психологическую) в организации и осуществлении процесса формирования информационной культуры.
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты