А.С. Смирнова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
СТУДЕНТОВ С ТРУДНОСТЯМИ В УЧЕНИИ
ГОУ ВПО «ДВГСГА», Биробиджан
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно занимающийся, то есть овладевающий знаниями. Многие современные педагоги и психологи (Э.П. Бакшеева, Г.А. Давыдов, С.Н. Ефремова, Т.В. Колонтаевская, Т.Н. Мартынова, Т.В. Солодилова и др.), работающие по проблемам высшей школы, считают, что необходима психолого-педагогическая поддержка становления и развития личности студента. В своих работах они предлагают авторские модели психологической и/или педагогической поддержки. Выделение проблемы педагогической поддержки учащихся в особую сферу целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено ещё О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО) Но данные исследователи рассматривали педагогическую поддержку применительно к детям школьного возраста, и только в последнее десятилетие стали появляться работы, в которых обосновывается необходимость применения педагогической поддержки и к людям более старшего возраста.
Образование – это путь и форма становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории [Слободчиков; 133]. Главная роль в этом процессе принадлежит самообразованию и саморазвитию личности. Вопрос о саморазвитии личности как главном мотивационном факторе в период юности занимает центральное место в современной психологии, так как именно в это время человек готов к сознательному саморазвитию. Для юношеского возраста характерен принцип «концептуального развития», предполагающий расширение видения окружающего мира на основе обучения, поскольку юноши и девушки являются самостоятельными субъектами своей деятельности. Анализ отечественной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что юность является наиболее важным и критическим этапом развития личности. Возрастной период, обозначенный Б.Г. Ананьевым как «студенческий возраст» (16 – 22 лет), хронологически совпадает со второй фазой юности, который отличается сложностью становления личностных черт, укрепляются такие качества как целеустремлённость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, усиливается интерес к моральным проблемам. Успешность самореализации личности напрямую связана с её готовностью отказаться от предшествующих намерений и достигнутых результатов, от принятых, но непродуктивных устремлений. И чем решительнее личность способна снова приниматься за самопреобразование, не обращая внимания на дискомфорт нестабильности, на временную «потерю привычной дороги», и осуществлять поиск новых решений, тем интенсивнее её саморазвитие [Ф; 56 – 57]. Для саморазвития необходимо, чтобы личность могла «самодостраиваться».
Сам факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на новую интересную жизнь. Но анализ данных о численности студентов, поступающих и оканчивающих вузы, показывает, что около 30% студентов, успешно сдавших вступительные испытания и принятые на учёбу в вуз, не заканчивают его. Возникает вопрос: почему же такой большой отсев студентов, почему так много студентов, испытывающих трудности в учении. Проведённый анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие причины затруднений в учении у студентов:
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты