А.И. Кустов, В.И. Тарлавский
ФИЗИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВЫСШЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
(ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Воронежский государственный педагогический университет
В современных теоретических и прикладных исследованиях в области методики пре-подавания физики для технико-технологических специальностей очевиден дефицит истори-ко-педагогического знания. Данный факт отрицательно сказывается на основательности и надежности идей и предложений, разрабатываемых сегодня в педагогических науках, уменьшает вероятность появления в высшем образовании действительно новых концепций обучения.
Актуальность рассмотрения исторического аспекта проблемы детерминирована, пре-жде всего, тем, что в течение десятилетий государство, общество, непосредственно предста-вители педагогической науки и практики выражали неудовлетворенность качеством и уров-нем эффективности функционирования системы отечественного образования в целом и каж-дым её структурным звеном в отдельности. Рассмотрение избранной проблемы вызвано не-обходимостью исторической преемственности поколений и важностью обращения к истори-ко-педагогическому наследию, особенно в современных условиях «вступления страны в третье тысячелетие и его первый век – «век образования» (Б.С. Гершунский, Е.Б. Захарова, В.В. Краевский и др.). Среди широкого комплекса инновационных подходов, личностно-ориентированных методик и информационных технологий особую ценность представляют те из них, с помощью которых будут подготовлены высококвалифицированные специалисты, соответствующие требованиям современной социокультурной ситуации и учитывающие, что выпускник университета обладает особыми качествами. Одно из отличий университетского образования указал еще в XIX в. Дж. Ст. Миль – «это умение ориентироваться в поле чело-веческого знания, умение схватывать взаимосвязи между отдельными предметами, особый математический взгляд на вещи, который позволяет действовать с новым и неизвестным, ис-ходя из знания целого». Фактически в этой цитате выражена мысль о важной роли фунда-ментальной компоненты в содержании любого образования. Не составляет исключения и технико-технологическое образование. В последние годы о фундаментализации высшего технико-технологического образования говорят на всех уровнях, особенно через призму фи-зического знания, т.к. физика является не только «прародительницей» большинства техниче-ских наук, но и представляет собой одну из тех немногих учебных дисциплин, которые фор-мируют научное мышление и научное мировоззрение.
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты