Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

О.В. Бгатова
МЕТОДЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ
Рязанский государственный университет.
Рязанский колледж электроники.

В 2000 г. среднее профессиональное образование (СПО) России отметила свое 300 – летие. Сегодня это стабильно развивающийся и широко востребованный уровень образова-ния [5, с.174-176]. Однако по данным исследования Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, по мнению 54% выпускников и 47% преподавателей ССУЗов, качество подготовки специалистов СПО не в полной мере отвечает современным и перспективным потребностям [1]. Такая неудовлетворенность высказывается и в области ма-тематических дисциплин. Необходимо говорить о модернизации методики обучения матема-тике в колледже. Были выбраны следующие основные направления модернизации: 1) лично-стная ориентация; 2) профессиональная ориентация; 3) практическая ориентация; 4) инфор-матизация. В качестве средства информатизации обучения математике в колледже предлага-ется использовать системы компьютерной математики (СКМ), такие как MathCAD, Maple, Mathematica, MaTLAB. В данной работе приводятся примеры с использованием MathCAD.

Ведущим среди этих направлений является первое. Современное образование в Рос-сии – личностно ориентированное. В основе методической системы обучения должна лежать концепция личности. Таковой является концепция персонализированного обучения, разрабо-танная доктором педагогических наук А.Г. Солониной на основе персонализированной кон-цепции личности А.В. Петровского. Сегодня эта концепция личности признается наиболее общей, методологичной. В данной теории личности выделяются три типа репрезентации личностного аспекта бытия индивида: интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивид-ная личностная репрезентации [7, с.229-230].

Интраиндивидная личностная репрезентация – личность индивида рассматривается прежде всего в аспекте ее индивидуальности, в ее отличиях от других. “Личностное оказыва-ется погруженным в непосредственное пространство бытия индивида, а он сам выступает перед нами как единственный носитель своей личности” [8, с.10]. Относительно устойчивы-ми совокупностями интраиндивидных свойств являются: структура характера, особенности темперамента, способности и др. Интериндивидная личностная репрезентация заключается в аспекте непосредственного взаимоотношения личности в системе других людей - “областью определения и существования личности становится пространство межиндивидуальных свя-зей, т.е. не сам по себе способный к общению и деятельности индивид, а процессы, в кото-рые включены по меньшей мере два индивида” [8, с.11]. С этим аспектом личности связаны: идентификация, самоопределение в общности и др. Метаиндивидная личностная репрезен-тация заключается в том вкладе, которым личность обогащает другие личности во время и вне непосредственного общения с ними: “Личность индивида на этот раз выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими ин-дивидами, за пределы совместной деятельности с ними. Здесь как бы вновь личностное по-гружается в пространство бытия, но не самого индивида, а другого или других” [8, с.13]. Личность здесь выступает в смысле идеальной представленности индивида в других людях, как его инобытие в них, а также в себе самом как “другом”. При этом "вклады" - это только те изменения, которые выступают значимыми для самоопределения, постановки и решения собственных проблем и задач этого другого [8, с.13]. С метаиндивидной репрезентацией личности связаны такие понятия, как референтность, интериоризация и др. В концепции пер-сонализированного обучения А.Г. Солониной разрабатываются соответствующие типы обу-чения: индивидуализрованное, интерсубъектное и метаобъектное обуение.

В теории персонализации индивид характеризуется социогенной потребностью (мо-тивом) быть личностью [7, с. 235-236], т.е. индивид стремится оказаться и оставаться в мак-симальной степени представленным (значимыми для него качествами) в жизнедеятельности других людей, осуществлять свою деятельность по преобразованию их смысловой сферы. Степень этой потребности у различных людей различна. Единственный эффективный путь ее удовлетворения – деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях. [8]. С потребностью в персонализации тесно связана по-требность в познании. В процессе общения и совместной деятельности создаются многооб-разные связи, отношения между людьми, индивид выступает как субъект совместной дея-тельности и общения – реализуется потребность в познании. Познается индивид и по тем “вкладам” в других индивидов, производимым в процессе деятельности и общения.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100