Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

УДК 372.854

Н.С. Гаркуша
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
МОУ СОШ № 17 г. Старый Оскол Белгородской области

Состояние здоровья школьников за минувшее десятилетие существенно не из-менилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, медицинских учреждений, обще-ственных организаций, семьи, средств массовой информации в процесс формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни. Безусловно, заметно активизировалась работа образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, созданию здоровьесберегающей среды и внедрению соответст-вующих педагогических технологий, направленных на формирование здорового образа жизни обучающихся. Но будем объективными, зачастую инновационные введения, в том числе и внедрение здоровьесберегающих технологий непосредственно в образова-тельных учреждениях, чаще не воспринимаются в полной мере учителями предметни-ками, так как видимо не осознается педагогами важность и острая необходимость вос-питания культуры здоровья школьников. При комплексной модернизации общего обра-зования, часто меняющихся учебных программах и учебниках, увеличивающейся за-груженности, педагоги ищут оптимальные технологии, формы и методы преподавания дисциплин, которые соответствуют стратегии современной образовательной политики, являются инновационными и легко внедряемыми в учебный процесс. Но все ли инно-вационные технологии благотворно влияют на здоровье обучающихся?

Нельзя не согласиться, что одними из перспективных технологий современности являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Учитывая актуаль-ность проблемы здоровья школьников, хотелось бы подчеркнуть особенности и пре-имущества использования компьютерных технологий, как средства формирования культуры здоровья школьников на уроках химии в общеобразовательных школах.

Анализ современных тенденций развития химической науки, информатизация образовательных учреждений привело к широкому использованию ИКТ для решения проблем и задач в области химического образования. Конечно, компьютеризированный полностью кабинет химии еще до сих пор является роскошью и заветной мечтой боль-шинства учителей химии, но во многих школах химические классы уже оборудованы интерактивным аппаратно – программным комплексом (интерактивная доска, мульти-медийный проектор, компьютер), что позволяет систематически применять информа-ционно-коммуникационные технологии в процессе преподавания химии. Но способст-вует ли использование данного оборудования созданию здоровьесберегающей среды и формированию культуры здоровья школьников? Сохранение психофизиологического здоровья учащихся и учителей во многом зависит от форм и методов учебного процес-са. Назовем основные преимущества использования ИКТ в процессе преподавания хи-мии:

С помощью интерактивной доски происходит визуальное, аудиальное и так-тильное восприятие учебного материала. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеомате-риалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых докумен-тов и сохранять информацию. Виды образовательной деятельности, доступные при ис-пользовании электронной интерактивной доски в процессе преподавания химии: работа с текстом и изображениями; создание заметок, конспектов уроков с помощью элек-тронных чернил; создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов, демонстрация презентаций, созданных учащимися и др.

Моделирование химического эксперимента - хорошее дополнение эксперимен-тальной часть обучения, которое позволяет более рационально организовать изучение таких тем по химии, для которых демонстрационный эксперимент невозможен в усло-виях школьной практики (выделение вредных, ядовитых веществ, отсутствие дорого-стоящих, редких реактивов, демонстрация взрывчатых веществ, моделирование про-мышленных реакторов для производства химических веществ и др.). Интерактивная демонстрация химического опыта в такой ситуации может оказаться единственным техническим средством, которое позволит обеспечить оптимальные условия воспри-ятия изучаемого материала. Благодаря эффектности и зрелищности опасных для жизни и здоровья демонстрируемых экспериментов у школьников формируется бережное от-ношение к собственному здоровью, обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Использование электронных учебников по химии обеспечивает методическую поддержку учителю и самостоятельную работу школьников за счет тщательно ото-бранного теоретического материала и наличия методических указаний при решении практических заданий и задач. Часто в электронных учебниках предусмотрена система заданий для самостоятельного решения, ориентированных на организацию самокон-троля и контролирующие программы.

Особенностью применения ИКТ на уроках химии является формирование и ре-гулирование системы взаимодействий учителя и обучающихся посредством совокупно-сти способов и средств, направленных на достижение целей урока без ущерба здоровья школьников, что включает: организацию усвоения учебного материала с учетом инди-видуальных особенностей и возможностей каждого ученика; создание на уроке ситуа-ции успеха; создание положительного эмоционального настроя, благоприятного психо-логического климата в классе; снятие психоэмоционального и статического напряже-ния; профилактика зрительного и умственного утомления обучащихся. И учителя, и школьники отмечают, что уроки химии с использованием ИКТ проходят более дина-мично, насыщенно и интересно, а главное безопасно для здоровья. Тезисы докладов международной электронной конференции НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ