А.А. Согоян
СИСТЕМА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ГУМАНИЗАЦИИ
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ШКОЛЬНОГО
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рязанский государственный университет
Развитие образовательной системы в настоящее время приобретает усиливающуюся гуманистическую направленность. Большие изменения в системе среднего образования произошли после реформ 90-ых годов. Однако осталось ещё много теоретических и практических вопросов, связанных с решением накопившихся противоречий “между сложившимся “образовательным” стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребёнке, детстве и его мире.” (Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2005.- с.47). В частности, одной из причин недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний учащимися, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения. (Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад.-М.,2003.-с.142).
Известно, что эффективность учебно-воспитательного процесса зависит в большей степени от организационно-педагогического влияния. Значит, учителю в первую очередь необходимо позаботиться о такой системе методов, которая вызывала бы максимальную познавательную активность учащихся. Ограничиваться оптимальным выбором группы методов, на наш взгляд, недостаточно. Более важным является то, как эти методы применяются и какую функциональную систему они образуют.
Рассмотрим метод обучения математике как способ организации учебного материала и взаимодействия учителя и учеников, направленных на решение образовательных и воспитательных задач. (Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе.- М., 2002.– с. 157). Адекватным такому понятию методов обучения является, на наш взгляд, их классификация по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), так как она отражает уровни взаимодействия учителя и ученика и зависимость методов обучения от содержания образования (в которых выделено четыре вида: знания; умения и навыки; опыт творческой деятельности; отношение обучаемого к окружающему и себе). (Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе.- М.,2002.- с.156). Например, метод информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) характеризуется признаками:
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты