Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

А.Б. Немкова
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ И СОДЕРЖАНИИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Волгоградский государственный педагогический университет

Конфликтологическая компетенция — термин, имеющий множество родственных понятий, таких, как «конфликтологичкеская грамотность», «конфликтная компетенция», «конфликтологическая культура», «конфликтологическая готовность». Анализ научно-исследовательских работ (Н.Т. Рожков, В.И. Митюк, Л.А. Лукашонок, Е.Е. Акимова, Е.Е. Ефимова), посвященных проблематике конфликта, его разрешения в педагогической практике позволяет сделать несколько выводов: исследовались воспитательные, развивающие и обучающие возможности конфликта; большое внимание было уделено таким процессам, как разрешение и управление конфликтом. В тоже время, большая часть работ рассматривает конфликтологическую компетенцию как составляющую профессиональной компетенции, тогда как в нашем случае цель исследования заключается в формировании данной компетенции непосредственно у старшеклассников в воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.

Исходя из этого, вслед за В. Хутмахером, И.А. Зимней мы считаем конфликтологическую компетенцию составной частью общей социальной компетенции, где она определяется Б.И. Хасаном как «способность действующего лица в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации» [1].

Между тем современное общество повсеместно демонстрирует интолерантное поведение с такими проявлениями как агрессивность, враждебность. Вследствие этого вопросы, связанные с антисоциальным поведением подростков не потеряли своей актуальности. Невозможно отделить формирование индивидуальных качеств личности от среды, в которой эта личность формируется. За последние 10-15 лет система ценностей и социально значимых поступков, при помощи которых происходит самовыражение и самоутверждение подростков, так сильно изменилась, что сейчас мы наблюдаем конфликт между психологией общества и психологией подростков.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100