Т.И. Кайманакова
КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Управления образования администрации Барабинского района
Новосибирской области
Качество образования – один из актуальнейших вопросов современной педагогической науки и практики. Проблемам повышения качества образования посвящены такие стратегические нормативные документы как Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования, вопросы качества образования являются предметом многих публикаций и научных дискуссий. Вместе с тем, несмотря на многократное использование этого понятия, в том числе в нормативных документах, ни законодательно определенного, ни общепринятого определения, и тем более показателей и критериев оценки качества образования, к сожалению, нет. В научных разработках под качеством образования понимают меру соответствия образования заранее установленным требованиям, а также совокупность свойств образования, обуславливающих его способность удовлетворять потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования (2, с.39). Муниципальные органы управления образованием – то управленческое звено, которое тесно связано с образовательными учреждениями и имеет с ними каждодневную непосредственную связь. Поэтому для специалистов муниципального уровня и для руководителей школ качество образования является реально существующей категорией, имеющей вполне определенные черты, свойства, признаки, тем более что закон «Об образовании» четко определяет, кто отвечает за качество образования – «Образовательное учреждение несет ответственность…. за качество образования своих выпускников» (п.3,ст.32).
Можно ли управлять качеством образования и какова роль контрольной деятельности муниципальных органов управления образованием?
Управление означает процесс воздействия на некую систему в целях ее перевода в новое состояние или для поддержания в каком-то установленном режиме. Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технологическая услуга с позиций менеджмента в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса. К сожалению, в настоящее время в системе образования эффективный механизм контроля недостаточно сформирован, на практике отсутствует четкое разграничение компетенции и ответственности между уровнями исполнительной власти, органами управления и образовательными учреждениями, нет общих критериев и показателей для оценивания результатов деятельности субъектов образования.
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты