Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

Л.Р. Шарафеева
ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Елабужский государственный педагогический университет

В статье рассматривается позиция учителя в информационном обществе. Развитие профессионализма учителя представляется, как формирование информационно-коммуникационных компетенций. Автор выявляет проблемы, которые возникают перед учителями в обеспечении обучения информационными технологиями, и рассматривает пути решений этих проблем. Также в статье прослеживается мысль о подготовки учителя к осознанию своей роли в современных условиях.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование изменила педагогическую позицию учителей. Сегодня учитель выступает не только в роли информатора, советчика, вдохновителя, источника знаний, а является навигатором эффективной работы со знанием. В связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции учителей- facilitator (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться) [1]. С появлением отношения в школе «учитель-компьютер-ученик» появляется необходимость развивать новые приемы педагогической работы, т.е. необходимо значительно расширить традиционную методику преподавания, описать и применять возможности компьютера, необходимые для решения конкретных задач.

Внедрить ИКТ в образование возможно, только если учителя действуют как одна команда, и если в школе создана единое информационное образовательное пространство. Для этого требуется:

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты

1) открытая образовательная среда (школьная компьютерная сеть, глобальная сеть Интернет, библиотечный медиацентр, автоматизированная система управления школой);

2) соответствующее программное учебно-методическое обеспечение по школьным предметам;

3) доступ и использование к компьютерам в рамках установленных прав должны иметь учащиеся и преподаватели.

В связи с этим в обеспечении такого образовательного процесса возникают проблемы содержательного характера. На наш взгляд, во-первых, надо разрешить психологические проблемы. Данная проблема существует, поскольку в некоторых школах учителя, особенно пожилого возраста, имея под рукой программные средства, не применяют компьютеры в педагогической деятельности. Как показывает практика, некоторые учителя объясняют это тем, что ИКТ обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Например, использование калькуляторов в начальной школе ведет к утрате навыков устного счета, применение математических пакетов быстро и наглядно иллюстрирует решения разнообразных задач, что ведет к потере процесса анализа и т.д. Учитывая данные проблемы учителям необходимо вывести процесс обучения на новый уровень, на уровень анализа и исследования.

Для преодоления психологического барьера, для понимания сути применения ИКТ в обучении и для предупреждения отставания учителей от своих учеников (что, к сожалению, присутствует в образовательной среде), мы считаем, что необходимо организовывать специальные курсы учителей, ориентированные на повышение информационной компетентности. Система повышения квалификации должна строиться с учетом образовательных потребностей и уровнем квалификации, индивидуальных затруднений учителей в педагогической деятельности. Только в таком подходе учитель развивает свой профессиональный потенциал, повышает информационно-коммуникационную компетентность.

Понятие «информационно-коммуникационная компетентность» (ИКК) введена в научно-педагогический обиход сравнительно недавно и под ИКК учителя понимают следующие умения и действия:

• самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию;

• моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность;

• моделировать и проектировать работу коллектива;

• принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе продуктивной деятельности;

• ориентироваться в организационной среде на базе современных информационных и коммуникационных технологий;

• ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя современные средства информационных и коммуникационных технологий;

• использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие многократное увеличение производительности труда [2].

Как видим, ИКК учителя не сводится к компьютерной грамотности, а предполагает умение ориентироваться, реализовать себя в информационном обществе и передавать опыт учащимся.

Во-вторых, для эффективного применения информационных технологий в образовании учителю необходимо целесообразно интегрировать дидактические и информационно-технологические принципы обучения. Основной причиной отказа использования ИКТ в профессиональной деятельности педагоги считают отсутствие дидактически обоснованных информационных технологий изучения и преподавание специальных дисциплин. Но это не повод для создания проблем. Существует множество изданий, в которых дается примерные конспекты урока обоснованные дидактическими принципами, обсуждается эта проблема и на многих конференциях, есть и немало школ использующих инновационные технологии в процессе обучения.

При подготовке к уроку с применением ИКТ, учитывая поставленные цели и задачи, учитель проводит анализ урока и возможности применения информационных технологий (ИТ). Для этого необходимо обосновать этап урока, на котором применение ИТ будет рентабельно и выявить те ИТ, которые для данного этапа урока будут наиболее эффективными. В качестве таких ИКТ в обучении могут выступать:

• обучающие программы;

• контролирующие программы;

• информационно-поисковые системы;

• моделирующие комплексы;

• аудио и видео демонстрации;

• учебно-игровые тренажеры и т.д.

Как показывает школьная практика, компьютеризация всего учебного процесса, используя обучающие программы, не дает положительных результатов. Это связано с тем, что компьютеру пытаются передать совершенно несвойственные ему дидактические функции: передача новой информации и управления ходом обучения целого учебного курса. Тогда процесс обучения принимает формальный характер, что противоречит педагогическим и психологическим требованиям. По этому поводу можно констатировать следующее:

1) теряется взаимосвязь учеников с учителем на уроке, ведь «истинный урок - это всегда диалог всех, кто в классе: учителя и учеников» (Т.И.Гончарова);

2) большинство учащиеся привыкли получать новую информацию путем изложения и разъяснения ее учителем;

3) в процессе изучения темы урока программными средствами могут возникнуть индивидуальные ситуации, которые не учитывает система;

4) учитывая возрастные особенности учеников начальных и средних классов, им будет интересно не задание, которые они должны выполнять, а процесс работы за компьютером.

Таким образом, ИКТ в обучении следует применять осторожно, учитывая возрастные особенности учащихся и обосновывая этапы урока с применением ИКТ. В отношении применения ИКТ в обучении старшеклассников следует отметить следующие положительные моменты:

• индивидуальная форма обучения;

• развиваются практические навыки работы с программными продуктами;

• повышается мотивация саморазвития;

• при отсутствии на уроке можно самостоятельно изучать тему урока и т.д.

Учитель при этом контролирует деятельность учеников, при надобности помогает, ориентирует. Компьютер является средством обучения, а не заменяет роль учителя. Компьютерные программы не несут эмоциональной окраски, что является необходимым условием успешного обучения. Используя их, учитель может доступно и наглядно преподнести новый материал, эффективнее организовать учебный процесс.

Как видим, внедрение ИКТ в образование требует от учителя не только знаний по ведущему предмету, но и способность интегрировать информационные технологии в процесс обучения. В обществе, в которой развиты конкурентные отношения и ценится профессионализм, учителю необходимо быть активным, мобильным, компетентным и креативным. А сам учитель, понимая свое назначение в обществе, зная социальный заказ должен построить учебный процесс. Не понимание этой позиции учителем приведет к разрушению не только себя, как личности, но и оставит непоправимый отпечаток в сердцах учеников.

Развитие информационных технологий – это наступающая неизбежность. А система образования формирует арсенал для развития общества в целом. Современный учитель готовит выпускников не только умеющих получать необходимые знания и умения, но и способных самостоятельно добывать нужную информацию, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, уметь самосовершенствоваться и в то же время воспитывать гуманистические отношения к окружающим. Только в этом случае выпускник школы может себя реализовать в информационном обществе как всесторонне развитая личность. Учитель, используя ИКТ в преподавательской деятельности, повышает свою самооценку, повышает мотивацию к процессу обучения, делая его интересным, занимательным и продуктивным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кувшинов С.В. Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии как новая реальность образования, Материалы Республиканской научно- практической конференции: Информатизация образования в РТ: опыт, проблемы, перспективы. Часть 1.- Казань, 2006.-106-113 стр.

2. В.В.Маланин, Е.К.Хеннер Инновационная образовательная программа «Влияние инновационной деятельности в университете на качество высшего профессионального образования».- Пермский государственный университет, 13-15 ноября 2007.



Rambler's Top100