Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

С.А. Богданов, С.Б. Шаповалова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ В КОМПЬЮТЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Волгоградский государственный педагогический университет

Большинство исследователей [4; 6] рассматривает познавательный интерес как один из важнейших факторов мотивации учения, многокомпонентную функцию, определяющую отношение к изучаемой предметной области. С позиций личностного подхода такой интерес может определяться как форма проявления познавательной потребности субъекта, его сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять это содержание.

Факторы формирования познавательного интереса в компьютерном образовании можно определить, ориентируясь на развитие потребности в познании (мотивационно-целевой фактор), на степень субъектности ученика в дидактической системе (системно-методологический фактор), на характер, содержание и виды учебной деятельности в компьютерной среде (предметно-деятельностный фактор), на уровень владения средствами получения, преобразования и использования информации (процессуально-деятельностный фактор), на проявление личностной позиции, осознание себя как личности, взаимодействующей с другими личностями в информационном пространстве социума (социально-личностный фактор). Анализ содержания данных факторов позволяет выделить следующие классификационные группы: общую, специализированную и социально-личностных интересов

Первая из них в большей или меньшей степени связана с предметной сферой, с учебной деятельностью в компьютерной среде. Уровень развития интересов этой группы характеризует интеллектуальную активность, стремление приобрести знания об окружающем мире. Формирование интересов этой группы начинается на ранних этапах компьютерного образования, но это не означает, что с развитием субъектности ученика в дидактической системе интересы этой группы угасают – их развитие продолжается, но постепенно складываются и становятся доминирующими другие группы интересов.

Вторая группа интересов наблюдается не у всех учеников, а лишь у особо интересующихся компьютерными технологиями и проблемами компьютеризации. Уровень развития интересов этой группы характеризует увлеченность специфическим видом деятельности – разнообразными формами работы с компьютерными системами. Проявления интересов этой группы индивидуальны, формы разнообразны.

К третьей группе относятся интересы, которые проявляются в компьютерном образовании и развиваются как свойства личности, перерастают в жизненную потребность, становятся необходимым атрибутом деятельности в информационном обществе. Эта группа интересов связана с самоанализом, самопознанием, интеллектуальной и поведенческой рефлексией, стремлением к реализации творческих возможностей. Уровень развития этой группы интересов характеризует сформированность ценностно-смысловой сферы, уровень социализации и духовного развития личности.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100