Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

В.Г. Тихомиров, М.И. Потапочкина
ОБ ОДНОМ ПРОТИВОРЕЧИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Тамбовский государственный технический университет

Современные проблемы профессионального образования связаны в первую очередь с тем, что время жизни существующих технологий, с которыми приходится сталкиваться специалисту в профессиональной деятельности, меньше времени жизни специалиста. Значит, важным условием профессиональной деятельности специалиста становится умение перестраивать её с учетом изменения технологий, необходимых для решения профессиональных задач. При таком подходе возникает необходимость постоянного пополнения и обновления знаний, нужно лишь уметь находить адекватную информацию.

Профессиональное образование выступает не только как средство приобщения будущего специалиста к необходимому объему знаний, но и как средство приобщения его к системе деятельности по преодолению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности. При столкновении с непреодолимыми в настоящее время индивидом трудностями ощущается недостаточность имеющегося знания, которая порождает образовательную активность, направленную на разрешение возникшей проблемы.

Анализируя проблемную ситуацию, индивид изменяет свою систему знаний. Пути, приводящие к таким изменениям, могут быть различны. В одном случае к разрешению проблемы приводит поиск среди имеющихся знаний; в другом случае решение может быть получено путём преобразования имеющихся знаний; в третьем случае происходит интеллектуальный поиск вне системы знаний индивида. Т. о., система деятельности по преодолению проблемных ситуаций определяется способностями индивида к приобретению знаний.

Традиционная система деятельности ориентировалась на устойчивую систему знаний, умений и навыков, однако сегодня период «жизни» знаний в отдельных областях сократился до нескольких лет. Поэтому актуальной является задача поиска таких способов получения знаний, которые обладают повышенной устойчивостью к переменам. В связи с этим образовательная область «Математика» должна также рассматриваться с позиций ее вклада в формирование метазнаний, к которым мы относим сведения о механизмах деятельности, понимание ее структуры, умение обучаться, приобретать правила любой деятельности.

Реализацию нашего видения указанных аспектов покажем на примере дифференциальных уравнений. При этом мы обратим особое внимание на решение дифференциальных уравнений с позиций поиска способов получения знаний, обладающих повышенной устойчивостью к переменам. Такой подход основан на следующих положениях:

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100