Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

А.Б.Немкова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКА
Волгоградский государственный педагогический университет

Воспитательный процесс или процесс воспитания (в узком смысле) вслед за Н.М. Борытко мы понимаем как процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде [1]. Воспитательный процесс является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности образовательного учреждения. В его основе находятся два элемента: разнообразные воздействия на ученика и целостное формирование его личности. Данные элементы находятся в противоречии, положительное разрешение которого становится источником развития учащегося. Такое разрешение становится возможным, если выдвигаемые педагогом цели воспитания соответствуют оценкам учеников значимости воспринимаемого [2]. Воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе нацелен на формирование ключевых компетенций (А.В. Хуторской) в составе которых мы выделяем конфликтологическую компетенцию. В контексте формирования конфликтологической компетенции составляющие каждого ее компонента основаны на возрастных особенностях подростка.

Важной частью нашего исследования является выделение особенностей подросткового возраста, детерминирующих высокую степень конфликтности данного возраста. Результатам изучения подросткового периода развития посвящено много работ таких авторов как: Л.Ф. Обухова, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, К. Левин, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон,

Подростковый возраст характеризуется появлением в самосознании нового чувства – так называемого «чувства взрослости». Одним из способов проявления чувства взрослости является протест и неподчинение, негативизм к требованиям взрослого. С помощью этих средств подросток пытается добиться равного положения по отношению к взрослым, пытается вырваться из-под их опеки.

Неадекватно завышенная также как и заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные требования к себе или в связи с неуверенностью в своих силах и возможностях. Соотнесение себя с "эталоном взрослости" также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Подвижность "Я-концепции" подростка имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты, выход из которых может иметь вид агрессии, направленной вовне, что может стать причиной межличностных конфликтов.

Таким образом, особенности процесса формирования конфликтологической компетенции старшеклассника определяются интенсивным ростом самосознания, стремлением к самореализации в общении и предметной направленностью взаимодействия, характерным для этого возраста. Необходимым условием успешного формирования конфликтологической компетенции старшеклассника является обучение последнего управлению данными процессами.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100