В.В. Солонин
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОТВЕТСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ
СВОБОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
В экзистенциально-коммуникативном направлении философии образования и в философии персонализма сущностное значение придаётся категории «свобода». Представитель философии персонализма Л. Лавель (1883 – 1951) не отождествлял свободу с негативной «свободой от», а рассматривал как «свободу для» - свободу для реализации человеком своего предназначения, для признания своей ответственности за собственное бытие и бытие других людей [1].
Сравним свободу преподавателя и студента в аспекте формирования содержания физического образования. Преподаватели на основе стандарта разрабатывают образовательную программу. На этом этапе проявляется определённая степень свободы общности преподавателей. Отдельный преподаватель, выполняя разработанную программу, может изменить последовательность изложения её разделов в процессе чтения лекций. Здесь тоже имеются элементы свободы. Он может при этом использовать различные способы изложения материала, в том числе изобретённые им самим.
Студент в традиционной системе образования воспроизводит содержание лекций преподавателя. Специфика физики как учебного предмета и организация образовательного процесса направляют студента именно на такую несвободную деятельность. У студента имеется некоторая свобода выбора в связи с существованием регионального (вузовского) компонента содержания образования, наличием факультативных курсов. Однако это содержание формируется преподавателями. И студент опять вынужден повторять то, что интересует преподавателя. Студенты часто осуществляют выбор в соответствии с критерием минимизации усилий, выбирают преподавателя, который предъявляет меньше требований в процессе контроля. И на этой стадии преподаватели попадают в зависимость от студентов.
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты