Прием в авторские монографии до 20 марта 2016 г.

Л.Ш. Тлюстен
СУЩНОСТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ПРАВИЛА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Адыгейский государственный университет

Русская орфография представляет собой систему правил правописания, которые не только обеспечивают грамотное письмо, но и облегчают восприятие текста при чтении. Если бы не было орфографических правил, процесс письменного общения людей был бы значительно затруднён. Знание правил орфографии и умение применять их в процессе письма является показателем культуры не только речи учащихся, но и общей их культуры, что свидетельствует об уважении к русскому языку в целом. Правила являются средством орфографической нормализации письма: они имеют практический характер, указывая, как следует писать ту или иную орфограмму.

С учетом этого в данной статье мы поставили цель, выявить сущность орфографического правила, разобраться, каким образом классифицируются орфографические правила и какую роль они играют в формировании навыков грамотного письма у младших школьников.

Под правилом в широком смысле слова понимают всякое указание, нормирующее правописание даже отдельных слов (например, относящихся к традиционным написаниям: аллергия – через два л). В школьной практике термин «правило» употребляется в более узком значении: указания нормативов обобщённого характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов [2, с.128].

По определению Л.Г. Ларионовой, «орфографическое правило – это, во-первых, достаточно крупная (по сравнению с орфограммой) орфографическая единица; во-вторых – это отражение определённой нормы письменного кодифицированного языка; в-третьих – это научно-учебный текст, содержащий в себе лингвистическую информацию инструктивного или декларативного характера, необходимую для становления грамотного письма в практике речевого общения» [4, с.45].

Основное назначение правила, как известно, – обобщать однородные орфограммы. Благодаря такой его особенности, создающийся на основе правила навык также должен носить обобщённый характер. То есть, если ученик при письме опирается на правило, то пишет «по правилу» не только слова, часто повторяющиеся в его практике, но и любое слово с данной орфограммой, не встречавшееся ему прежде.

Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты



Rambler's Top100