А.А. Махонина
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»
Гуманистическая направленность реформ российского образования, его ориентация на личность и ее развитие отчетливо осознаются общественными и государственными институтами. Современные отечественные психолого-педагогические теории и концепции отдают предпочтение образовательным целям, ориентированным на духовное и ценностно-смысловое развитие учащихся. Смена традиционной парадигмы личностной требует пересмотра содержания образования (переход со знаниево-отчужденного уровня на личностно-ценностный), форм обучения (переход от авторитарно-унифицированных к демократически-вариативным), переосмысления уже существующих и разработки новых методов и технологий обучения. Содержание и технологии оказываются взаимосвязанными органически: если содержание «питает» развитие личности, ее смысловые структуры, то технологии включают, запускают развитие. Оказавшись неадекватной содержанию, технология как запускающий инструментарий не «сработает», поскольку нарушится принцип взаимосоответствия [5].
В настоящее время наблюдается тенденция смены существующих технологий смысловой педагогикой [2]. Смысловая педагогика ставит своей целью организацию педагогического процесса на основе понимания психологических механизмов преобразования культуры в мир личности. Целью такого образования является формирование картины мира в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределенности, приобщение ребенка к культуре, т.е. овладение им способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию [2]. В качестве способов взаимоотношений основных компонентов образовательного процесса выделяются смысл и смыслообразование.
В употреблении понятия «смысл» сложились две традиции. Согласно одной из них смысл используется как синоним понятия «значение». Согласно другой традиции он рассматривается как концептуальная оппозиция значения, указывающая на замысел, задачу, интенцию автора высказывания [3]. И в том и другом случае постижение смысла сопряжено с постижением истины, но в первом случае вперёд выходит имманентная характеристика истины (соответствие действительности), а во втором – ее аксиологическая характеристика (соответствие мировоззренческим установкам, ценностям автора). Таким образом, смысл, с одной стороны, является уникальным порождением субъективности каждого конкретного индивида, системообразующим фактором его субъективной реальности. С другой стороны, он черпается, «раскристаллизовывается» из окружающего реального мира, где воплощены смыслы всех тех, кто создавал объекты культуры, искусства, техники и т.д. [1].
Смысловой путь, смысловое движение предполагает переходность состояний смысла от текучего, меняющегося к устойчивому, ставшему. Смыслы в ситуативной и устойчивой фазах бытия личности выступают, прежде всего, как механизмы смысловой регуляции ее жизнедеятельности, как способ связи человека с миром. Чтобы выполнять данную функцию, смыслы должны быть «в наличии», чем и вызываются реальные процессы смыслообразования. Процесс смыслообразования идёт непрерывно. Вновь появившиеся смыслы вступают во взаимодействие друг с другом, со старыми смыслами и образуют смысловые структуры. В процессе смыслообразования выделяют три различных по своей роли режима (подпроцесса): целеполагания, порождения смыслов (основной процесс), корреляции смыслов (обратная связь). В режиме целеполагания вырабатывается цель, направленность процесса смыслообразования. В режиме порождения смыслов происходит конструирование смысловых структур (О.Г. Дука).
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты