Г.В. Панина
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Реальностью становится переход российского образования на двухуровневую систему и организация учебного процесса в соответствии с Болонскими соглашениями. Видимо, это обусловлено включением российской экономики в мировое экономическое сообщество и необходимостью превращения российского образования в часть мирового образовательного пространства. Нравится нам это или нет, процессы глобализации втягивают в свою орбиту все сферы общественной жизни. На образование проецируются новые стратегии профессионального становления, позволяющие будущему специалисту в соответствии со своими склонностями, возможностями и интересами формировать индивидуальную траекторию обучения, более гибко удовлетворять потребность в новых знаниях. Реформирование образования в России является частью процессов глобализации, включающих экономики различных стран в единые макрохозяйственные связи, которые влияют, в свою очередь, на политические, социальные и культурные взаимодействия, превращая их в глобальную мировую систему. В условиях глобализации разным странам приходится открывать свои рынки знаний, трудовых ресурсов и инноваций. Эти, увы, объективные процессы выдвигают требования стандартизации систем образования различных стран, унификации измерения качества подготовки специалистов, единообразия требований к компетенциям будущих профессионалов. Остается надеяться, что кадровая мобильность и академические обмены приведут к интенсификации научного творчества, росту инноваций, активной циркуляции идей и мнений, что будет способствовать развитию зарождающейся экономики знаний.
В современном мире знания превратились в решающий фактор производственной деятельности, приносящий наибольшую выгоду от инвестиций, что ставит перед образованием задачу стабильной подготовки специалистов мирового уровня, способных к обучению в течение всей жизни. Образование становится важнейшей отраслью экономики страны, обеспечивающей ей безопасность и устойчивое развитие. В условиях глобализации в мире складывается общее понимание задач и принципов образования, зарождаются новые единые требования к современному специалисту, что требует формирования новых образовательных технологий.
Стремление России стать частью единого мирового экономического пространства привело к стремлению реформировать отечественную систему высшего образования по следующим направлениям (1): введение двухцикловой (с некоторых пор – трехцикловой) структуры высшего образования (бакалавр, магистр, доктор); использование единой общеевропейской кредитной системы ECTS, которая становится основой учета и контроля полученных студентом знаний в любом учебном заведении; стимуляция академической мобильности студентов и преподавателей с целью проведения политики международной открытости вузов; введение систем измерения качества образования в направлении общеевропейского понимания; объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций разных стран в реализации интегрированных образовательных программ, что позволит студентам расширить свои познавательные возможности и укрепит уверенность в своих силах; формирование подхода к образованию как к процессу, длящемуся всю жизнь; активизация студенчества в качестве действенного субъекта получения знаний и приобретения необходимых трудовых навыков; открытость вузов для международного академического сотрудничества в области учебной деятельности, научных исследований; привлечение студентов к многосторонним междисциплинарным проектам.
Полный вариант статьи вы можете заказать за 50 руб.
Варианты оплаты