Шифр специальности:
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Формула специальности:
Содержанием специальности 13.00.02 — "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) " является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.
Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли "Теория и методика предметного образования", определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем предметного образования.
Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень начального образования), менеджмент.
Уровни образования: общее образование, профессиональное образование.
Область исследования:
1. Методология предметного образования:
- история становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;
- вопросы взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания с отраслями науки, культуры, производства;
- тенденции развития различных методологических подходов к построению предметного образования;
- проблемы разработки теории предметного обучения и воспитания, в том числе на междисциплинарном уровне;
- возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения;
- специфика познания при усвоении содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов;
- прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам. Анализ инновационной и опытно-экспериментальной деятельности учителей-предметников как источник развития методологии, теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;
- анализ зарубежного опыта предметного образования и разработка путей его использования в отечественном опыте обучения.
2. Цели и ценности предметного образования:
- разработка целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в развитии общества;
- развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин;
- проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса;
- профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе;
- аксиологическое обоснование учебных предметов в структуре образования в разных областях и на разных уровнях.
3. Технологии оценки качества предметного образования:
- проблемы мониторинга оценки качества обучения по разным предметам;
- теоретические основы создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования;
- теоретическое обобщение передового опыта предметного обучения и воспитания;
- сравнительные исследования теории и методики предметного образования в различных педагогических системах;
- оценка профессиональной компетентности учителя-предметника;
- различные подходы к разработке постдипломного образования учителя-предметника;
- разработка содержания предметного образования;
- теория и практика разработки государственных образовательных стандартов различных уровней и областей предметного образования;
- разработка методических концепций содержания и процесса освоения образовательных областей;
- взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов в структуре общего и профессионального образования;
- проблемы моделирования структур и отбора содержания учебных курсов;
- теория, методика и практика разработки учебных программ разных типов и уровней;
- разработка учебных программ по предметам для образовательных учреждений разного вида;
- анализ эффективности реализации учебных программ различного уровня и содержания;
- технология создания учебных программ в системе основного и дополнительного образования;
- методическая эволюция учебных программ;
- методы, средства, формы и технологии предметного обучения, воспитания и самообразования;
- история становления, анализ эффективности, классификация, оптимизация, разработка, практическое внедрение методов и технологий предметного обучения, воспитания и самообразования;
- проблемы разработки новых методических систем обучения и воспитания в соответствии со стратегическими направлениями обновления отечественного образования;
- теория и методика использования технических средств обучения в различных областях знания;
- проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов;
- разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по предмету;
- проектирование предметной среды образовательных учреждений разного типа;
- теория и методика разработки виртуальных систем предметного образования;
- теория, методология и практика создания и использования компьютерных, обучающих, тестирующих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств образовательного назначения;
- разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента;
- теоретико-методологические основы разработки и применения научно-методического обеспечения жизнедеятельности "виртуальных" систем педагогического образования;
- проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций;
- анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования новых информационных технологий в предметном обучении;
- разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента.
4. Теория и методика внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам:
- теория и практика руководства самодеятельным творчеством;
- теория и методика дополнительного образования по предмету;
- методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив;
- разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету;
- подготовка учителя-предметника к работе в системе дополнительного образования.
Отрасль наук:
педагогические науки.